Добытчики самоцветов

28 Марта 2018
Добытчики самоцветов

Работая в начальной школе ассистентом учителя, мне регулярно приходится проводить время с детьми в неформальной обстановке (перемены, прогулки, продлёнка). Дети без дела, зачастую, переводят игру либо в ссору, либо в конфликтную ситуацию, предупредить которую проще, чем решить. И вот тут ТРИЗ-педагогика приходит на выручку.

На прогулке мальчишки то и дело норовили залезть на высоченный сугроб, примыкающий к крыше веранды, где были залежи льда, который считается драгоценностью у ребят. Скалывая лёд, дети могли спровоцировать сход снега с крыши или получить травму осколками льда, поэтому внимание их требовалось переключить.

Я обратила внимание мальчишек на то, что они выбрали хоть и простой, но и опасный способ добывания льда, и это не похоже на экспедицию, о которой они говорили до прогулки. Мальчиков это задело, и они спустились с сугроба, чтобы со мной поспорить.

Несколько минут мы обсуждали, какие виды экспедиций бывают, как происходит распределение ролей в команде и что необходимо брать с собой добытчикам (карты, инструменты, емкости для переноски и хранения).

Мальчишки тут же включились в ролевую игру и стали планировать всё основательно. Параллельно с этим мы подумали, где можно взять лёд, если на улице весна и нет холодильника? В своих фантазиях дети добрались и до мороженщика, и до Арктики. Но экспедиция была важнее!

Оказалось, что в тех местах, куда светит солнце, снег тает быстрее, а по ночам вода застывает, превращаясь в сосульки или ледяные лужи. Это стало детским открытием, территория поисков льда расширилась. Когда лёд был добыт, встал вопрос, как его сохранить/отметить, чтобы дети из других классов знали, что это «наш» лёд?

Тогда я предложила превратить прозрачные льдинки в настоящие самоцветы при помощи кистей и красок. Эта идея была встречена на ура! К мальчишкам присоединились девчонки, и всю следующую прогулку дети раскрашивали лёд, превращая его в самоцветы. Воду я намеренно не брала, чтобы занять детские мысли поиском решения, где найти зимой воду на улице. Затем было торжественное погребение «драгоценностей в скалах».

Каждая группа по-своему делала тайники. Я только успевала подбадривать ребят и восхищаться детской изобретательностью! ⠀

Теперь наши умы занимает изобретение, которое позволит разом окрашивать большие поверхности снега в разные цвета. А то белый снег — это уже скучно!

Автор: Светлана Крылова — ассистент учителя Гимназии «Сколково», социальный педагог-психолог, ТРИЗ-педагог