Позвольте ребёнку прожить настоящую жизнь

17 Октября 2017
Позвольте ребёнку прожить настоящую жизнь

Я всегда была против игры в жизнь. Жить нужно здесь и сейчас, и наша ответственность — научить этому наших детей. По этой причине у моего маленького сына никогда не было игрушечной кухни, псевдопылесоса или пластмассовой еды. Хочешь что-то делать — иди и учись этому в жизни. Пригодится.

Но тут встает вопрос уже о готовности, и, если хотите, смелости родителей: готовы ли Вы, дорогие, разрешить Вашему чаду разбить чашку, просыпать крупу, испортить скатерть, облить обои или дать трехлётке острый нож?  «Нет!» — скажет мама. «Зачем мне дополнительная работа по дому и оголённые нервы? Ведь у ребёнка есть своя комната и игрушки. Там безопасно, и не жалко, если он что-то испортит» — это выбор большинства.

И вот малыши «вроде» готовят «вроде» еду, «вроде как» на плите, а мамы «вроде» едят, а после детки «вроде как» убираются игрушечным пылесосом, оставляя грязь. Вы чувствуете подвох? Это набор непонятных манипуляций, смысл в которых отсутствует. Еда без вкуса, процесс без погружения, результата нет. Напоминает обучение в среднестатистической школе, только там нас возмущает абсурдность происходящего, а в своей семье мы это допускаем и инициируем.

А теперь закройте глаза и вообразите, что Вы набрались смелости и допустили своих детей до реальной жизни, скажем, на кухне. Ребёнок, захотев Вас порадовать чем-то вкусным, лезет в холодильник и выбирает из имеющихся ингредиентов те, которые использует в реальном блюде. Он подбирает вкус, цвет, запах. Он знает любимую папину чашку, в которой принесёт ему чай, он помнит любимые мамины фрукты, которыми украсит пирожное. 

Ваш ребёнок учится через свое участие в процессе, а это:

  • задействование всех органов чувств (вкус, обоняние, осязание, слух, зрение);
  • память; 
  • интуиция;
  • концентрация и внимание;
  • постоянное знакомство с новым, поиск информации;
  • формирование опыта через совершение ошибок; 
  • смелость в принятии решений;
  • творчество;
  • умение обращаться с реальными предметами (изучение их функций, расположение в доме);
  • общение с Вами (ведь первое время все чудеса будут случаться в Вашем присутствии);
  • чувство собственной значимости и полезности.

Теперь понимаете, чего Вы лишаете своего ребенка, ограничивая его игру детской?  А ТРИЗ-педагогика начинается как раз вот тут: всё познание через руки, через внутреннюю положительную мотивацию, когда ребёнок сам хочет учиться и делать; через «встречу с чудом», когда каждый день — открытие; через решение открытых задач, тех, которые приходится решать каждому в своей повседневной жизни; через творчество, когда есть уверенность, что задуманное принесёт пользу и будет иметь смысл. 

Автор: Светлана Мама Клюква