Развиваем любознательность ребёнка

22 Октября 2017
Развиваем любознательность ребёнка

Ребёнок живет в мире образов, впечатлений, фантазии. В его мире возможно абсолютно всё, но парадокс в том, что, фантазируя, ребёнок познает законы реальности.

Сказка для детей — проводник к знаниям, куда более эффективный, чем энциклопедия. В дошкольном возрасте важно развить восприимчивость к чуду, настроить тонкие душевные струны, а сказка для этого — лучший инструмент! Об этом говорил и В. Сухомлинский: он придавал огромное значение сказкотворчеству в воспитании души ребенка, воображения, нравственности, яркой речи.

Дети с удовольствием слушают и сами сочиняют сказки, если немного в этом им помочь. Сюжетом может быть, что угодно, но лучше, если сказка вырастет из вопроса, из удивления самого ребёнка. Очень важно, чтобы сам родитель выходил за рамки энциклопедический знаний, сам умело фантазировал, а ребёнок уже подхватит, и ручеек не смелого по началу сочинения превратится в реку сказочного повествования.

Г. С. Альтшуллер, основоположник ТРИЗ, выделил типовые приёмы фантазирования, которые можно применить в сочинении сказок вместе с детьми (универсальная шпаргалка для взрослых): уменьшение-увеличение, окаменение-оживление, ускорение-замедление, дробление-объединение, статика-динамика, специализация-универсализация, наоборот.
.
Например, ребёнок спрашивает: «Откуда берётся дождь?». Конечно, можно рассказать ему о круговороте воды в природе, но есть вероятность, что малыш быстро отвлечётся и потеряет интерес. А если ответить, что, например, на небе живёт великан, который иногда поливает себя из большой лейки (увеличение), ребёнок тут же начнет задавать вопросы , его мысли ярко нарисуют ему картину, которую он сам дополнит деталями, действиями, и получится абсолютно уникальная необыкновенная история! А если ее обыграть или нарисовать, это будет творческое воплощение придуманного ребёнком.

Почему-то часто замечаю, как взрослые гасят воображение детей, объясняя это тем, что ребёнку нужна достоверная информация, научные знания. В итоге дети перестают замечать чудеса вокруг, для них все становится объяснимым, и пропадает их любознательность.
.
Мне кажется, чем больше в жизни ребёнка сказок, тем живее его ум, чем больше он фантазирует, тем ярче его воображение, тем больше он восприимчив к чуду, тем неугасимее его любознательность. Родители, придумывайте, воображайте вместе с детьми. Типовые приёмы фантазирования вам в помощь.

@anna_impression